11 ноября в Новой Третьяковке состоялось торжественное открытие ретроспективной выставки живописца, графика, скульптора и поэта Бориса Кочейшвили. Экспозиция демонстрирует наиболее полно и разнообразно творчество мастера – от ранних графических произведений середины 1970-х годов до живописных панно и скульптурных рельефов, выполненных в последнее время.
Первыми выставку увидели: директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, Полина Аскери и Виктория Полякова, Алина и Дмитрий Пинские и другие гости.
Один из наиболее самобытных представителей своего поколения, Кочейшвили окончил Московское художественное училище памяти 1905 года и продолжил формироваться как художник в знаменитой офортной экспериментальной студии им. И.И. Нивинского под руководством Евгения Тейса. Позднее Кочейшивили занимался литографией в мастерской на Масловке. Группировавшиеся там сообщества художников создавали очаги «живого» искусства в Москве того времени. В соседстве и творческом общении с такими современниками как Эрнст Неизвестный, Олег Кудряшов, Юрий Купер, Май Митурич, Юлий Перевезенцев оттачивался стиль, образный и пластический язык мастера.
Выставка в Новой Третьяковке состоит из трех частей: живопись, рельеф и графика. Каждому виду искусства свой зал. Мы с кураторами Третьяковской галереи постарались показать максимальное количество вещей (речь не только о картинах, но и о фактических предметах бытования автора), которые наиболее ярко и в то же время с разных сторон характеризуют художника. Выставка получилась необычной — и по своей архитектуре, и по тому, как вещи
«живут» в пространстве. В экспозиции представлена та самая дверь, на которой художник написал в свое время «Я и Они. Они и Я» и ленд-арт объект, деревянный стул трон, который архитектор выставки Алексей Подкидышев взгромоздил под самый потолок и который символизирует незримое присутствие автора на выставке.
В состав экспозиции в Третьяковской галерее вошли произведения всех видов и жанров искусства, в которых работает Борис Кочейшвили. Представлены графические листы конца 1970-х, живописные произведения 2020-х, а также скульптурные рельефы, выполненные в последние годы. Один из знаковых экспонатов на выставке – входная дверь из мастерской художника, на которой в свое время он написал слова: «Я и Они. Они и Я», определившие название настоящей выставки. Ярким акцентом в экспозиции стал особый экспонат – деревянный стул-трон, который архитектор выставки Алексей Подкидышев разместил под потолком . Этот объект символизирует незримое и постоянное присутствие автора в выставочном пространстве.
Большое внимание на выставке уделено скульптурным рельефам. Для их демонстрации сконструирован короб-сцена с динамическим светом. Создавая рельефы, Кочейшвили легко импровизирует с материалом и объемами. Его скульптурные произведения столь же живые и подвижные, как и рисунки художника. В работах фигуры будто двигаются и дышат, трава колышется, а пространство буквально сворачивается за горизонт. При этом мастер аскетичен в использовании пластических средств – высота рельефов – не более 2–3 сантиметров, колористические решения сдержанны, выбраны один или два цвета.
Завершает выставку выполненный в дереве портрет Бориса Кочейшвили работы знаменитого скульптора Аделаиды Пологовой, которую сам художник считает своим главным учителем и другом.